Grzegorz (grzegorz) wrote in bitter_onion,
Grzegorz
grzegorz
bitter_onion

Страсти по Эрмитажу или "в Эрмитаже брать нечего, там всё поделки"

Originally posted by grzegorz at Страсти по Эрмитажу или "в Эрмитаже брать нечего, там всё поделки"
В продолжение (точнее - в начало) заметки "Дар американскому народу от совка". Пана Гжегожа заинтересовал камент френда , который привел фразу "в Эрмитаже брать нечего, там всё подделки". Так и есть - там подделки или поделки


...Перед тем, как захватившие власть большевики сняли его с должности директора, граф Дмитрий Толстой сказал французскому корреспонденту: “Сообщите цивилизованному миру, что у России больше нет Эрмитажа.” Он, как мы знаем, ошибся. Но не отвечает истине и распространенное мнение, что с большевиков началось распыление эрмитажных сокровищ: это, как и страстное, безудержное накопление, - давняя традиция Зимнего. Мало кому довелось прочитать в журнале “Старые годы” опубликованную в 1913 году статью барона Н.Врангеля (не того, который командовал белыми, а глубокого исследователя отечественной культуры) под названием: “Искусство и государь Николай Павлович”. Статья начиналась так: “Нет ничего хуже культуры в зачаточном состоянии, “полуобразованности”, которая мнит себя ...”. Император затратил огромные средства на возведение Нового Эрмитажа (с Атлантами у входа), при нем вообще построили немало, и даже осталась легенда, что он любил искусство; в этой области, полагал Николай I, он являлся знатоком, “каким должен быть всякий в его положении”. От деспота такого рода исходит величайшая угроза ценностям и деятелям культуры, потому что он не просто закабаляет общество своими пристрастиями, а стремится истребить неугодное.
По приказу самодержца были сожжены многие драгоценные рукописи и мемуары членов царской семьи. Чтобы ничто не напоминало о декабристах, он повелел изгнать из Галереи героев 1812г. портреты всех участников восстания. Осуждая все, что было сделано Екатериной II, Николай Павлович стремился смести всякие следы этого, на его взгляд, “недостойного прошлого”; посему, в частности, было переплавлено свыше девяноста пудов редчайшего серебра времен его бабки.
Однажды, идя по Эрмитажу, царь остановил взгляд на мраморной статуе Вольтера. “Истребить эту обезьяну”, - сказал государь, и работа великого Гудона не погибла лишь потому, что, по тайному приказу графа А.Шувалова, она была спрятана в подвалах Таврического дворца. Расплачиваться за польское восстание пришлось не только самим мятежникам. Когда в ноябре 1832г. в столицу прибыли из Гродно коллекции, секвестрованные у князя Евстафия Сапеги, они были пущены с молотка или уничтожены. В 1834г. были сожжены 37 ящиков с художественными сокровищами, доставленными в Петербург из Варшавы. Исключение составил портрет Александра I, да и то потому лишь, оговорено в рапорте, что его “предполагается стереть пемзою”.

Среди всеобщего раболепия входили в обычай кощунственные распродажи. Включенные в отборочную комиссию профессора Бруни и Басин не перечили императору, который на “смотринах” 31 августа 1853г. оценил достоинства множества полотен, “...и изволил собственноручно сделать каждой картине назначение.” Впоследствии специалисты пришли к выводу, что это “назначение” большей частью было пагубно. Но понимание пришло к ним слишком поздно: тысяча двести девятнадпать картин, почти половина сокровищ Эрмитажа, была продана на аукционах за гроши. В среднем по четырнадцать рублей платили за произведения Рембрандта и Рубенса, Тинторетто и Риберы, Ан.Каррачи и Гв.Рени, других выдающихся мастеров...

Характерный эпизод. На аукционе 1854г. антиквар Кауфман за тридцать рублей приобрел творение знаменитого Лукаса Лейденского; оно было куплено Эрмитажем обратно при Александре II за 8 тысяч рублей.

Наслаждаясь свободой от общепринятых нравственных запретов, Николай I затевал даже переделку некоторых старинных произведений по своему вкусу. Например, он распорядился послать 8 эрмитажных ландшафтов некоему г-ну Шварцу “для написания на означенных картинах фигур по его усмотрению”.

Занимались ли подобными делами при следующих Романовых? В таких масштабах - нет. Но и при императоре Александре II, отмечалось в упомянутой статье, как-то взяли и назначили к уничтожению 47 портретов из собраний Эрмитажа. Так что в этом отношении потомкам было с кого брать пример...

(с) Борис Клейн, http://www.russian-globe.com/N56/Klein.StrastiPoErmitazhu.htm

Так что Дар американскому народу от совка - не случайность.




Subscribe
Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments