mysliwiec (mysliwiec) wrote in bitter_onion,
mysliwiec
mysliwiec
bitter_onion

Categories:

В листовках оуновцы писали: «Да здравствует Государство Израиль и дружба между еврейским и укр.. »

Послевкусие от заключительного слова на парламентских слушаниях в Верховной Раде президента Израиля.
Пишут нам из Израиля:


Originally posted by abu_tir at в своих листовках оуновцы писали: «Да здравствует Государство Израиль и дружба между еврейским и ук

Anastasia Mit'kova  https://www.facebook.com/anastasia.mitkova/posts/1215345615188678?comment_id=1219850468071526¬if_t=feed_comment_reply¬if_id=1475357264501022

28 сентября в 13:52 ·


..

Многие евреи нашли спасение в рядах Украинской повстанческой армии. Как это ни парадоксально, отмечает
Оксана Забужко
«...УПА как раз являлась интернациональной армией; в ней были отряды по национальному составу, было множество дезертиров из Советской армии. Это огромная глава истории...».
Она мало исследована, поэтому работа В. Вятровича «Евреи, бойцы УПА сражались за волю Украины» и привлекла внимание общественности.
Известно, что реабилитация УПА–ОУН в Украине вызвала во многих странах негодование. И еврейские организации выразили своё возмущение. Многие просто не знали об участии своих единоверцев в этой борьбе.
«О них, забытых, неизвестных, а теперь и опозоренных своих соплеменниках – эта статья», – пишет В. Вятрович. Он же отмечает, что сам факт участия в Движении, подчас с оружием в руках, опровергает вымыслы об антисемитизме ОУН. «Для многих из них, – отмечает цитируемый автор, – эта организация была той политической силой, которая могла обеспечить нормальное существование еврейского национального меньшинства в будущей Украинской державе».
Кое-кто попытается оспорить подобное мнение. В таком случае, пусть мне объяснят, почему на референдуме о судьбе УССР наибольший процент проголосовавших за независимость Украины был среди еврейского населения? Разве не за это боролись повстанцы?
Но вернёмся к автору цитируемой работы. Он приводит несколько цитат из трудов теоретиков и основателей украинского национального движения.
Микола Сциборский, автор книги «Украинский национализм и жидовство» (Этноним «жид» не имело тогда оскорбительного, отрицательного характера или оттенка) ещё в 1930 году писал:
«Обязанностью государства будет создание таких условий для евреев, при которых бы они, сберегая свои органические расовые, культурные, религиозные особенности, одновременно становились равноправными гражданами страны, нужные и полезные ей».

А ведь Сциборский был политическим, затем организационным референтом Провода Украинских Националистов, один из главных идеологов движения. Поэтому появление этой работы в прессе следует считать официальным мнением.
Ещё один идеолог Движения Иосип Почичанюк подчёркивал в ходе дискуссии по поводу Программы:
«В Программе не должно быть никакого антисемитизма и какой-либо фобии. В Программе должно быть признано право нацменьшинств и подчёркнуты льготы тем, кто сотрудничает с нами, жертвует собой в борьбе за Украинскую державу».
Ещё один интересный эпизод приводит Вятрович в своей работе. Богдан Козанивский, активный деятель ОУН того времени, рассказывал, что к одному из руководителей организации Ивану Климову («Легенда» – политический псевдоним) обратился один из заместителей комиссара украинской полиции за советом, каким должно быть их отношение к немецким антиеврейским акциям.
«Мы в этом ни в коем случае не заинтересованы, – ответил ему И. Климов. – Уничтожение евреев не пойдёт на пользу украинским националистам, а после евреев очередь дойдёт до украинцев... Среди наших бойцов есть и евреи. Они отважно сражаются за наше дело. Хотя их и немного. Даю поручение: в антиеврейской акции не смеет принимать участия ни один член ОУН».
О том, что члены ОУН часто оказывали помощь евреям, говорят немецкие документы. В донесении от 30 марта 1942 года начальник полиции безопасности – СД сообщал, что точно установлено, что движение Бандеры обеспечивает фальшивыми документами не только своих членов, но и евреев.
Очевидно, что такая деятельность стала поводом для обвинений, сформулированных в тысячах листовок, что «ОУН – оружие еврейского большевизма».

Много сохранилось документов о помощи евреям со стороны ОУН–УПА. Вятрович сообщает, что историк Лев Шанковский приводит свидетельства израильского журналиста Льва Геймана о том, что в Израиле жило 52 еврея, которые утверждали, что их спасли украинские повстанцы.
Защита евреев участниками украинского освободительного движения была нередким явлением. Зелик Бройлерман вспоминает о том, что вместе с ним ещё пятьдесят евреев были спасены повстанцами под командованием Романа Полищука.
«Много евреев жили в лесах целыми лагерями, – сообщает Вятрович, – которые охранялись отрядами УПА. К примеру, на Волыни охрану организовал шеф хозяйственного сектора УПА, известный волынский кооператор Василий Мороз («Зубатый»).
По данным еврейских источников, такие лагеря существовали вблизи Ратного, около Порицка, в Криничках, в лесах около Тучина».
Далее этот же автор отмечает, что евреи не только пользовались охраной, но и активно включались в боевую деятельность УПА. Много было врачей-евреев. Фамилии большинства из них неизвестны, так как каждый из них пользовался боевым псевдонимом. Однако в архивах ОУН–УПА есть сведения о врачах еврейского происхождения – «Белого», «Варма», «Грифеля», «Богдана», «Коваля», «Чёрного», «Кума». Лишь отдельные из них известны под настоящими именами. К примеру Самуил Нойман работал под псевдонимом «Максимович», Антон Кольман – «Угольщик», Варм Шай – «Сокол» и Абрагам Штерцер «Скрипач».
О том, что в УПА есть евреи, советское руководство знало. Вот ещё один документ – донесение командира советского партизанского отряда:
«В данный момент (1943 г. В. Л.) среди националистов много евреев, особенно врачей».
По разному складывалась судьба этих евреев после войны. К примеру, Абрагам Штерцер и другие вышли из подполья после изгнания нацистов. Некоторые – Самуил Нойман («Максимович») и «Кум» продолжили борьбу в рядах УПА. «Кум» был в УПА легендарной фигурой. Его знали тысячи повстанцев. Характеристику этому человеку дал подполковник УПА Степан Фрасуляка («Хмель») и воспроизвёл её Вятрович.
Вот что он написал: «Доктор «Кум», еврей по национальности, – известная фигура в УПА и ей преданный.

И хотя Организация позволила ему по приходу большевиков выйти из подполья, он отказался, предпочитая разделить судьбу с повстанцами, при необходимости и погибнуть... Доктор «Кум» был оптимистом и верил в нашу победу. Однажды, уже при большевиках, я с ним встречался в Марине и спросил его: почему он не хочет выйти из подполья? Он мне ответил: «Знаете... я отношусь к категории тех людей, которые добро долго помнят. Во время немецкой оккупации Организация спасла меня от смерти, так почему же я должен быть ей неблагодарным и не помогать повстанцам строить новую Украину? Я думаю, что себя не опозорю, а вам могу не единожды пригодиться».
26 января 1946 года доктор «Кум» погиб в бою, защищая госпиталь с ранеными. В соответствии с приказом Главного Войскового Штаба УПА он награждён посмертно высшей наградой «Серебряный Крест за заслуги».
Это был единственный еврей, награждённый таким орденом. Да и украинцы не многие удостаивались такой высокой почести.

Участие евреев в УПА не ограничивалось только медицинской службой. К примеру, Лейба Иосифович Домбровский («Валерий») работал в структурах пропаганды подполья.
Вятрович сообщает содержание одного интересного документа – докладной записки начальника управления контрразведки «СМЕРШ» 1-го Украинского фронта генерал-майора Осетрова секретарю ЦК Компартии Украины Н. Хрущёву. В ней он сообщает, что в 1943 году Л. Домбровский стал работником политического отдела УПА. Именно он был автором обращений от имени ОУН к армянам, узбекам, таджикам и даже написал книгу «Как московский царизм покорял народы». Это пока единственный найденный документ, адресованный специально представителям этих национальностей. Книга написана в 1950 году. Это было самое тяжёлое время для УПА, да и для евреев, что, естественно, не могло не отразиться на их взаимоотношениях. Оппозиционное еврейское и украинское движения начали сближаться. Ведь в это время шла ожесточённая борьба с космополитизмом, в значительной мере напраленной против евреев, а по Западной Украине прокатился вал массовых депортаций.

А в своих листовках оуновцы писали:
«Да здравствует Государство Израиль и дружба между еврейским и украинским народами. Да здравствует самостоятельная Соборная Держава! Слава руководителям Украинского Революционного Движения С. Бандере и генералу Т. Чупринке!»

Ещё один важный исторический факт приводит цитируемый историк.
В 1954 году произошло восстание заключённых лагеря в Кенгире, в котором содержались в основном украинцы. Руководителем этого восстания стал бывший в прошлом бойцом УПА еврей Герш Келлер.
Завершается работа Вятровича весьма интересным заключением:
«В истории украинцев и евреев было много страниц, которые нас разделяли – мы не должны их забывать. Но при этом никто не имеет права искажать и сочинять в собственных политических интересах те события, которые показывают примеры сотрудничества между нашими народами, отрицать события, которые могут способствовать дальнейшему развитию добрососедских отношений между нашими народами».
Subscribe
Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments