ПАРАДИГМА КНУТА И ПРЯНИКА (пряники при этом только для избранных).
Можно было бы привести массу примеров неадекватных требований в регулировании виноделия в Украине, вся эта зарегулированность, это СЛЕДСТВИЕ, а первоначальная ПРИЧИНА проблем заложена в существующей парадигме отношений государства с предпринимателями.
У меня (да и всех виноделов с кем я общался) есть ощущение, что государство в винодельческой отрасли, функционирует как механизм, который требует, чтобы я на каждое свое действие спрашивал у государства разрешение, а если я сделал что-либо без разрешения, или с нарушением какого либо из правил, то государство наказывает меня жестко и сурово.
(У нас есть энтузиасты, которые делают учебный курс по виноделию. В этом году, они пригласили юриста чтобы он виноделам сделал краткий экскурс в юридические моменты деятельности. Он запомнился крылатой фразой - “Если вы сделаете все правильно и ничего не нарушите, то шансы что вас накажут будут минимальны”)
Простейший пример - первый штраф в 17 тыс грн, за механическую ошибку в заполнении формальной декларации мы получили еще до того как получили первую выручку.
Ну и какого развития отрасли и появления новых хозяйств хочет государство в такой обстановке ?
Как сменить парадигму ? Как сделать так, чтобы все эти многочисленные проверяющие и штрафующие организации перестали воспринимать предпринимателей как дойных коров предназначенных для уплаты штрафов ?
По моему мнению , самый простой способ - забрать у них юридическую возможность это делать. А что дает им такую возможность ? - Тот факт, что вино - регулируется правилами оборота подакцизной продукции.
Может ли государство вывести вино из перечня подакцизной продукции , как например это сделано в Европе ?
А почему бы и нет ?
В акцизе с сухого вина нет никакого экономического смысла, смотрите:
Размер акцизного сбора с бутылки сухого вина составляет 0.7 копеек.
С одного гектара при максимальной урожайности 15 т/га получится 15 тонн винограда или 10 тыс бутылок вина. С 10 тыс бутылок вина государство получит 70 грн акциза. У меня 11 гектар. Весь акциз который я заплачу за год это 770 грн.
Администрирование акциза - заполнение деклараций, отчетов, и поклейка марок стоят существенно дороже, чем государство получает сборов.
Очевидно, что экономический смысл акциза в нашем случае для государства - нулевой, но зато акциз позволяет делать проверки и начислять штрафы. Отменив акциз - государство убирает саму возможность начислять предприятиям штрафы и грозить уголовной ответственностью за каждый шаг вправо или влево.
Все остальное (путанные и противоречивые правила, советское наследие в регулировании и все такое подобное) это все можно убирать в рабочем порядке и в спокойном режиме, а первое и главное, что нужно сделать - это чтобы государство перестало без разбора бить дубиной любого, кто займется винодельческим производством.
ПРОБЛЕМА 2. КАДРЫ
В Украине сложилась олигополия десятка крупных винодельческих хозяйств в созданных еще в советское время и приватизированных в годы независимости Украины.
Олигополия крупных производителей привела к отсутствию спроса на специалистов (грубо: на 10 винзаводах, нужно 10 главных виноделов и все). Был низкий спрос - молодые люди не шли учится на виноделов - им мало куда можно было бы пойти работать.
Сейчас винодельческие предприятия сталкиваются с тем, что очень сложно найти специалистов.
Я не знаю, может, что то изменилось в последние годы, но когда я искал работников, обстановка была такая: В стране есть 2 ВУЗа, которые выпускают если не ошибаюсь 60 выпускников в год, по специальности бродильные производства (и пивоварение и виноделие вместе , хотя, честно говоря это две большие разницы) ,
Виноделию в этих вузах учат по советским учебникам 70х годов, которые уже совсем не актуальны (хотя поправьте меня если за последние годы это изменилось).
Основная масса выпускников идет работать в пивоварение. В Виноделие идут единицы , и кто хочет им заниматься серьезно - уезжает в Европу т.к. несмотря на дефицит специалистов - работать в Украине толком негде (есть 10 неинтересных больших винзаводов).
В мире это работает иначе: Молодые ребята после вузов стараются несколько лет проходить практику в разных частях мира набирая опыт на разных континентах.
Если бы у нас появилось много новых винодельческих хозяйств, то они бы были источником спроса на специалистов, а для выпускников они бы стали возможностью найти работу по специальности в Украине.
Лично я не знаю как сделать образование в винодельческой сфере образцово-показательным. Но это одна из самых серьезных проблем которые у нас есть и ее нужно решать как можно быстрее.
ПРОБЛЕМА 3. НЕ ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Я знаю, что существует целый государственный орган который должен заниматся проблемами винодельческой отрасли. Это МинАгрополитики. А еще есть несколько профильных организаций.
Над чем они работают для меня загадка. Не в том смысле , что они ничего не делают. Просто я не знаю, и не знаю как узнать над чем они работают, какие перед ними стоят цели и с каким успехом они к ним движутся.
Хотя если быть честным, то было 3 темы которые муссировались в прессе с подачи этих организаций:
компенсация посадок молодых виноградников
как можно дольше продолжать использовать названия “шампанское” и “коньяк”
Обсуждение закона 6693
Это все здорово, но этого очень мало за 28 лет.
Успехи/ не успехи проводимой этими организациями политики в области виноделия, хорошо видны невооруженным взглядом:
на полках супермаркетов, где есть не более десятка украинских вин на полках
на сайте work.ua когда ищешь специалиста винодела и его найти почти невозможно
в гугле когда пишешь запрос “вина Черного моря” и получаешь ссылки на Болгарию, Румынию, Молдову, Турцию, Грузию, Армению, Россию, а Украины нет как будто тут или нет Черного моря или виноделия.
То есть я оцениваю результат их работы как не удовлетворительный.
Почему так ?
Думаю, что потому, что в этих организациях действует уклад советских министерств - много сотрудников, с низкими зарплатами делают вид, что работают, а государство делает вид, что им платит.
Если сотрудник работает за низкую зарплату, то либо он бестолковый, либо он там работает не ради зарплаты а чего-то другого. Я считаю, что эффективнее было бы иметь дорогой, но качественный менеджмент. Которому были бы поставлены ЧЕТКИЕ И ИЗМЕРИМЫЕ ЦЕЛИ.
Например:
к дате Х довести количество винодельческих хозяйств в Украине до 500.
организовать сбыт недорогих вин в Китай в количестве х% от всего объема производства,
выйти на количество запросов “ukrainian wines” в США на объем не ниже хотя бы Грузии и Израиля.
Вознаграждение этих сотрудников могло бы быть привязано к %% выполнения задачи.
Для достижения результата и стиль их работы мог бы стать другим.
Когда шло обсуждение закона 6693 виноделов просили приехать в Киев чтобы пообщаться. Эти встречи проходили несколько раз с интервалом в месяц. Виноделы приезжали за 500-800 км. Хотя сегодня можно было использовать современные средства связи и сэкономить время и средства на перемещение.
Я специально ничего не говорю о программах господдержки виноделия и виноградарства.
Как для меня, так будут такие программы в Украине - спасибо. Не будут - постараюсь справится сам. Я не знаю есть ли средства на такие программы и оправдано ли выделение средств на них, не знаю к какому результату приводят эти программы, надеюсь у нас есть (или найдутся) специалисты в этом вопросе.
Еще надеюсь, что эти специалисты не станут изобретать украинский велосипед, а просто изучат аналогичные программы поддержки в других странах, и сделают выводы насколько такой опыт применим к Украине, и к какому результату он приводит.
Решив фундаментальные вопросы - все остальное, можно спокойно решать в рабочем порядке. Для этого нужно ,чтобы представители государства занимающиеся вопросами отрасли, были бы на связи с производителями. То есть они должны быть такой технической поддержкой которая всегда задает вопрос:
“Чем мы как представители государства можем вам помочь ?”
А помочь они могли бы так:
организовать совместный стенд Украины на международных винодельческих выставках
представить Украинские вина в посольствах Украины в мире
вот такими вопросами и должны заниматься приличные и толковые госчиновники.
Буду рад ответить на вопросы, если они появятся.
p.s. Отдельно нас попросили раскрыть тему монополии дегустационной комиссии.
Я опишу как я это вижу.
Дегустационная комиссия вроде необязательна, никто нас не обязывает ее проходить - так нам говорит председатель дегустационной комиссии.
Но это не так. Когда мы даем наши вина в рестораны и магазины, у нас требуют предоставить сертификат соответствия.
Это сертификат нам выдает госстандарт. И чтобы госстандарт нам его выдал, нам нужно ему предоставить сначала тех инструкции на вино (которые нам утвержает Минагрополитики) а затем заключение центральной дегустационной комиссии о соовтетстии продкуции этой инструкции.
Я вообще считаю что это все бред, и это создано для того чтобы за бессмысленную деятельность брать с нас деньги. Вроде и деньги не большие, и можно было бы не обращать внимания, но все это сопровождается унижениями. Наши вина проходят комиссию через раз, причем без какой либо закономерности. Бывает проходят, бывает нет. Вина когда приезжают к ним - хранятся в ненадлежащих условиях (летом в комнате где было +30, на солнце в течении месяца, а потом эти люди нам передают мол вина у нас не соотвествуют….)
Сама постановка вопроса абсурдна.
Это как вы делаете в ресторане борщ. И чтобы сделать новый борщ вам нужно заверить в министерстве инструкцию.
Но конечно вы можете купить общеотраслевую техинстркуцию борща.
А потом на цетральной дегустационной комиссии борщей пройти дегустацию. Если ваш борщ соотвествует - то вам дадут его производить. Ну не бред ? Или в ресторанах тоже так ?
Повар заинтересован чтобы его борщ был вкусный и нравится посетителям.
А я что не заинтересован ?
Но если быть честным , комисссия это СЛЕДСТВИЕ.
ПРИЧИНА того, что она существует - описана мною в трех главных проблемах украинского виноделия на сегодня. Проблема в ПАРАДИГМЕ КНУТА. Мы ее проходим, так как знаем - к нам может прийти государство , потребовать сертификаты и эти результаты этих комиссий, и если у нас чтото будет не так оно государство нас уничтожит штрафами. Или гуманно попросит коррупционно договорится, что в общем еще будет по божески :)
Почему я об этом говорю, а другие предприятия нет. И никогда не скажут ? Да потому что они большие. Если я могу себе позволить выпендриваться, то в их случае самодурство госчиновника может вылезти миллионными убытками.
В общем. ЦДК - пережиток советской власти. Но корень зла не в ней, а самом устройстве отношений государства и предпринимателя. Поменять ЦДК не поменяв парадигму отношений - государство что то другое придумает чтобы испортить нам жизнь. Поменяет государство парадигму - и ЦДК станут пушистыми котиками.
https://www.facebook.com/1084605669/posts/10216741658148870/
Community Info