духовно-нравственная работа над кацапами (yumjaagiin) wrote in bitter_onion,
духовно-нравственная работа над кацапами
yumjaagiin
bitter_onion

Московская пропаганда против Томоса: разбор ключевых 10 тезисов

В Московском патриархате уже придумали множество «аргументов» почему Томос не такой. Доказываем несостоятельность таких рассуждений
Илья Бей (кто это в ЖЖ illyabey и Википедия Mgr._Illya_Bey)


1) ПЦУ не будет иметь право создавать зарубежные епархии и приходы.

Украина по количеству православных приходов занимает первое место в мире. Она со всех сторон окружена государствами, на территории которых действуют другие поместные церкви. А в Венгрии уже созданы епархии Константинопольского, Московского и Сербского патриархатов. Православной Церкви Украины некуда расширяться географически, а потому ей активно придется заниматься внутренней миссией.

2) Подконтрольная территория ПЦУ ограничивается только Украиной.

На самом деле этот тезис – пересказ первого. Однако, взглянем на Уложенную грамоту 1589 г., которой провозглашалось московское патриаршество. В ней указывается ограниченная территория нового церкви, более того – с исчерпывающим списком епархий:

«И соборне уложили быти в Великом Росийском царствии в преимянитых и богоспасаемых градех четырем митрополитом: в великом государстве Новгородцком, в царствующих градех в Казани и в Асторахани, в великом княжение града Ростова, близ царствующаго града Москвы на Крутицах.

Да шесть архиепископов: великого княжения на Вологде, в великом княжение в Суздале, в великом княжение Низовские земли в Нижнем Новегороде, в великом княжение в Смоленску, в великом княжение на Резани, в великом княжение во Твери.

Да восмь епископов: в государстве града Пскова, в великом княжение во Ржеве Володимерове, на Великом Устюге, в великом княженье на Белеозере, в великом княженье <...> [1], во княженье удельном на Коломне, в Севере во Брянску и в Чернигове, в княженье удельном в Дмитрове.

[1] Название епархии в подлиннике пропущено».

Над всей остальной территорией Руси Москва признавала (страшно сказать) юрисдикцию Вселенского Престола, патриарх которого, собственно, эту грамоту и подписал.

Таким образом, столь же справедливым будет утверждение, что территория МП ограничивается перечисленными четырьмя митрополиями, шестью архиепископствами и восемью епархиями. Итого 17 правящих архиереев. Но не больше.

3) Все существующие епархии и приходы в других странах (ранее «УПЦ-КП» и «УАПЦ») отныне подчиняются Константинополю.

Опять-таки, этот пункт – пересказ первого. Украинская диаспора в Америке уже пребывает в составе Константинопольского патриархата, а вот судьба Российского экзархата бывшего Киевского патриархата – теперь уже канонической структуры Вселенского Престола на территории России – весьма интересна.

4) Константинополь будет высшей инстанцией в разрешении споров внутри ПЦУ.

Константинополь является таковым для всех поместных Церквей. Древние патриархаты и Кипрская церковь признали первенство Константинополя и его арбитраж еще в византийские времена. В польском (1924), албанском (1937), болгарском (1945), грузинском (1990) и чехословацком (1998) Томосах эта норма прописана эксплицитно. Более того, в Уставе Православной Церкви в Чешских Землях и Словакии предполагается, что в церковные суды этой церкви входят представители Константинополя. Т. е. ее автокефалия еще у́же. Тем не менее, ее признает и Москва.

5) Устав ПЦУ должен отвечать положениям Томоса.

Такая же норма присутствует в Уставе Православной Церкви в Чешских Землях и Словакии. Поскольку Томос – основной документ, то и производный от него Устав должен ему соответствовать. Как законы любого государства должны соответствовать его конституции.

И тут следовало бы задуматься, по какой причине в Устав РПЦ не имплементирован Томос об автокефалии РПЦ от Вселенского Престола?

6) Автокефальная церковь Украины, согласно Томосу, признает своей главой Константинопольский престол.

Слова, вырванные из контекста:

«Автокефальная Церковь Украины признает главой Святейший Апостольский и Патриарший Вселенский Престол, как и другие Патриархи и Предстоятели, и имеет вместе с другими каноническими обязанностями и ответственности, прежде всего для сохранения нашей Православной Веры невредимой и канонического единства и общения с Вселенским Патриархатом и другими поместными Православными Церквами».

Т. е. Киевский Предстоятель признает Константинополь главой ровно настолько же, насколько его признают Александрия, Антиохия, Иерусалим, Москва, Бухарест…

Получая от Константинополя автокефалию, Москва признавала его главенство?

7) ПЦУ обязана принимать участие во всех совещаниях, которые проводятся под эгидой Вселенского патриархата и на которых рассматриваются важные вопросы церковной жизни.

Здесь пропагандисты солгали. Соответствующий пункт звучит так:

«Православная Церковь Украины, через своего Первого канонического местоблюстителя Киевского Престола, обязана участвовать в отношении важных канонических, догматических и других вопросах в межправославных совещаниях, которые собираются время от времени, по священному обычаю, давно устоявшимся Отцами».

Т. е. речь идет только о межправославных совещаниях, которые потому и межправославные, что на них собираются представители разных православных церквей. Более того, неучастие во внутренних соборах Вселенского Патриархата – еще один признак автокефалии.

8) ПЦУ будет получать миро от Константинополя для проявления духовного единства с Фанаром.

В таком же положении находится еще как минимум пять поместных Церкви, в том числеИерусалимский патриархат. Они от этого перестают быть автокефальными?

9) Для решения важных вопросов канонического, догматического, церковного характера главе ПЦУ следует обращаться к патриарху Константинополя.

Такая норма тоже есть в Томосах Албанской православной церкви и Православной Церкви в Чешских Землях и Словакии. Впрочем, она проистекает и из того, что прочие предстоятели признают его первым среди равных. И здесь речь идет о привилегии первенства, которым обладает глава Константинопольской церкви.

10) В Томосе заявлены права Константинополя на экзархат (!) и ставропигии в Украине.

Это просто соблюдение старой традиции. Митрополит Киевский Петр Могила был в то же время экзархом Константинополя, что не мешало ему быть Киевским митрополитом. И как константинопольский экзарх он был канонизован Московским патриархатом. А в статусе ставропигии была и Киево-Печерская Лавра. Причем как от Константинополя (с 1592 по 1688 год), так и от Москвы (1688-1786). Еще подобный статус был у ряда православных братств.

https://cerkvarium.org/ru/publikatsii/analitika/moskovskaya-propaganda-protiv-tomosa-razbor-klyuchevykh-10-tezisov.html



Бонус: Станет ли Автокефальная Церковь Патриархатом?

В Украине ожидают получения Томоса, который утвердит автокефалию Православной Церкви Украины. Уже на стадии подготовки к Объединительному Собору, состоявшемуся в Киеве 15 декабря, шли дебаты относительно будущего статуса новой церкви. В православии сейчас существует 14 автокефальных, то есть самостоятельных и независимых церквей. Они бывают разных рангов: патриархаты, архиепископии и митрополии. Все древние церковные центры имеют статус патриархатов. В патриаршей церкви есть и митрополиты и архиепископы, а потому считается, что статус патриархата выше архиепископии или митрополии. Хотя в формате межправославных отношений руководители автокефальных церквей абсолютно равные между собой. Ожидается, что новая автокефальная Православная Церковь в Украине будет иметь статус митрополии, как церкви Польская и Чешских земель и Словакии. Однако многие украинцы ожидают получения патриаршего статуса. На самом деле в истории Православия почти никогда патриарший статус не шел «в комплекте» с автокефалией.

Даже древние церкви, входившие в состав так называемой Пентархии (системы пяти главенствующих церквей), получили патриарший ранг не сразу. На церковном уровне статус патриархата предоставлялся Вселенским Собором. Так, на I Вселенском Соборе было утверждено уже существующую автокефалию для Александрии, Антиохии и Иерусалима, причем последняя кафедра упоминается в ранге митрополии. На II Вселенском Соборе нв второе место в христианском мире возвышается Константинопольская кафедра, как Новый Рим, то есть новая столица Империи, притом что старый Рим продолжил занимать первое место в церковной иерархии. Окончательно патриарший статус был определен по церквями Пентархии на IV Вселенском Соборе. Но в то же время на уровне с Патриаршими Церквями существовали другие автокефальные кафедры, например Карфагенская или Кипрская. Со временем из состава Антиохийской выделилась Грузинская Церковь, со своеобразным статусом Католикосата, что сейчас фактически является синонимом Патриархата.

Московская Церковь сначала самовольно провозгласила автокефалию, которая не признавалась, а затем более чем через столетие получила патриарший статус. Сербская Церковь дважды провозглашала автокефалию и была патриархатом, но поскольку сербское государство потеряло независимость, такая же судьба постигла и церковь. В 1919 г. была учреждена объединенная автокефальная Сербская Церковь, в состав которой вошли в том числе отдельные епархии Константинопольского патриархата, целый Карловацкий Патриархат и автокефальная Черногорская Церковь. Уже через год новая Церковь получила признание со стороны Константинополя и патриарший статус.

Непростая история была с Румынской церковью. Она самостоятельно провозгласила автокефалию в 1865 г., и только через 13 лет Константинополь согласился и признал эту автокефалию. Однако румыны нарушили условия Томосу, из-за чего документ был отозван. Понадобилось еще 7 лет, чтобы решить конфликт и Константинополь в конце концов таки выдал Томос об автокефалии Румынской Церкви в 1885 г.. Однако во главе этой Церкви стал митрополит. И только через 40 лет эта Церковь получила патриарший статус.

Подобной была история с Болгарской Церковью. Она самостоятельно объявила автокефалию в 1878 г., что привело к расколу с Константинополем. Последний вообще осудил болгар и обвинил их в ереси. Лишь в 1945 году эту автокефалию признали, но опять же в статусе митрополии. Через 6 лет болгары изменили устав и односторонне провозгласили патриархат, что привело к конфликту с Константинополем. Только через 10 лет и в результате длительных консультаций патриарший статус был признан.

Так что не надо напрасно надеяться, что новая автокефальная Православная Церковь Украины сразу же получит статус патриархата. И не надо переживать, что нас «предали» и автокефалия не такая. Патриарший статус почти никогда не шел «в комплекте» с автокефалией. Главное, что новая Православная Церковь Украины займет свое место в Диптихе, то есть перечне признанных, Автокефальных Православных Церквей. На этапе признания новой Православной Церкви Украины важно, чтобы ее автокефальный статус признали другие Церкви. Сейчас, в ранге митрополии мы получим 15, последнее, место в Диптихе. Это не является чем-то страшным, ведь Диптих формируется по хронологическому принципу, в зависимости от того, когда Церковь получила Томос. Например, древняя Грузинская Церковь, самостоятельно функционирует с раннего Средневековья, находится в списке патриархатов последней, поскольку Томос ей был выдан лишь в 1990 году.

Чтобы Православная Церковь Украины сразу получила статус Патриархата, то она заняла бы 10 место, потеснив автокефальные архиепископии Кипра, Эллады и Албании. Эти церкви были бы ни в восторге от такого развития событий, и это усложнило бы процесс признания автокефалии ПЦУ со стороны греческих церквей. Сейчас ПЦУ нужно как можно более широкое признание со стороны Автокефальных Православных Церквей. Для этого нужно на время отложить вопрос патриаршего статуса. Однако это не означает, что через несколько лет его можно будет рассмотреть вместе с Константинопольским патриархатом, как это прописано в Уставе ПЦУ.

https://cerkvarium.org/ru/publikatsii/analitika/stanet-li-avtokefalnaya-tserkov-patriarkhatom.html
Tags: православие
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments