Живем мы с соседом бок-о-бок, стало быть. Сосед пшеничку растит, но ее ж, родимую, и наша семья растит, так? Да другое всякое, для прокорму живности, тоже растим совокупно – что он, что мы. Вона, боровки да бычки с породьем у нас да у них какие вымахивают – лепота одна.
Дальше чаво делать мы с живностью будем? Ну, опять же, себе на пропитание – но и на торг да продажу прежде всего. Откормим, заколем, да часть молодняка возьмем – да и на базар поедем, продавать молодняк оный да убоину. Налетай, честной народ, покупай!..
И хочется люду-то мясца себе прикупить. И прикупил бы он у меня – ан нет, вона, сосед сбоку за другим прилавком стоит, тоженно тем самым торгует. Али у меня купят, али у него? Неведомо.
[ Spoiler (click to open)]А коль не у меня – чавой делать-то, куда товар тогда девать? Пропал, стало быть, товар-то!.. Растил я его, пестовал – и вот накось, такие убытки…
Такому бывать не должно. Один я должон свое продавать, чтоб токмо у меня купить можно было – тогда и купят у меня все.
Разумеешь теперь, пошто посев я ему тавой-то, али нет? Сами-то они выдюжат – так, животом помаются, да к бабке-шепталке побегают, на том и ладно. Ну, коли кто и помрет – то так Господу нашему угодно. Все Его волей…
А вот живность евойная – та уж, как пить дать, скопытится. И нечаво везти ему на торг станет! Сталбыть, один я с сыновьями торжить там буду – и деньгу поимею справную с того. В этом мой антирес. Нашенский, семейный, обчий. Ибо деньга та, мной вырученная, опять же во благо семьи пойдет – сталбыть, и антирес семейный!
Не должны они нам ровней быть, супротивствовать нашим антиресам-то. А наш антирес – в том, чтоб сильней быть, могутней всех в деревне. Тады и кланяться нам будут, почет всяческий и уважение оказывать всюды – да всех благостей и не перечесть, дурилка ты…
Мне да сыновьям – опять же, и батяне твоему – место доброе за любым столом, да в церкви Божьей ко клиросу поближе, да на причастие первым… Тебе да другим внучатам – любая девка на деревне, что глянется. Хошь – женись, а не схошь, али она, дурная, тебя не схочет – так ували ее где-нить на сеновале, да и вся недолга. Себе другу получше-то потом сыщешь, а с той не убудет – чай, не последнего парня уважила…
Да что ты мне Святым Писанием тычешь, экий непутевый… Вот обучил тебя дьячок мудреностям Божьим, а как толковать их верно, не надоумил…
Заповеди? Верно то есть, чти их – но помни, что там о ближнем сказано. А ближний твой – то семья твоя, уразумей, Прохор.
Вот дедушко Силантий твой так чинит, и ты так чини в семье своей. Надо будет тебе – укради нужное для семьи, лже поддай супротивца, да и зашиби кого ненароком – эка невидаль... Не для себя же творишь – для семьи! А стало быть, на тебе-то и греха нет, ибо воле Божьей ты, токмо заради ближних своих радея, и не супротивишься! Господь – он добр и милостив, он рассудит.
Ты есть творение Божье! А Богом так завещано – кому страдать, а кому и того себе не дать. Вот и не страдай. Живи, паря, да радуйся! И так твори, чтоб радоваться жизне тебе да ближнему твоему никто не мешал – уразумел, чай?
Поступать с другими людьми так, как хотите, чтобы они поступали с вами? Это ты мне Матвея, чтоль, вещаешь? Ну, добро, а зачем – вот поведай мне? Эвон как… чтобы с нами так не учинили?..
А и пущщай – да смогут ли? Ну, рассуди сам. Вот потравил я соседскую пашню, так? Так. А нашу он не потравит. И овин его, помнишь, как сгорел? Наш-то не сгорел, поди? А почему так все? Да потому, что сила за нами. Я, да сыновей трое – Василий, Прокл да Антип, батяня твой, да внуки вы мои – шестеро вас, отроков, с тобой, Прошка. Да четыре ружжа у нас, да в дреколье, кабыть надо будет, возьмем…
Понял таперича, почему у соседа горит да травится, а у нас – нет? Мы ж его, убогого, коли надо будет, по ветру прахом пустим!
Знает он то всё, оттого и кланяется да лыбится, хоч и зубами скрипит сквозь бороду – знает, отчего невмоготу жить ему. А и поделом – не препятствуй Анкуфьевым жить хорошо! Хорошесть жизни Анкуфьевых – в том, чтоб никто не смел на деревне могутнейшими за них быть!
Свое перво-наперво блюди, така вот тебе напутственность!
А чужое – то не свое, с ним всяко можно учинить заради своего антиресу. Сам уразумей сие да своим детям передай.
На том Расея-матушка стояла да и стоять будет!
Community Info