archytector (archytector) wrote in bitter_onion,
archytector
archytector
bitter_onion

Categories:

Обратная сторона самовара Рассела

Оригинал взят у archytector в Обратная сторона самовара Рассела


Когда в 1440 Иоганн Гутенберг изобрел технологию книгопечатания, никто не представлял, насколько это открытие изменит мир. С одной стороны, массовое распространение сравнительно дешевой книжной продукции стимулировало развитие грамотности населения, способствовало росту числа ученых и студентов и делало доступным широкому кругу людей тексты священных книг. Все это, конечно, вело к объединению мира. Но, с другой стороны, пока книги были редкостью, большинство из них выходила на латыни - тогдашнем мировой языке. Рост книгопечатания привел к возможности охватить и национальные языки. Как результат - рост национального самосознания и борьба наций за самоопределение. Не здесь ли корни нашего современного национализма?

Следующий удар по стабильному миру нанесла Реформация, которая тоже получила возможность распространяться благодаря дешевой печати. Кто бы знал Мартина Лютера вне узкого круга единомышленников, если бы не возможности массовой печати? Результатом всего этого были века религиозных противостояний и страшная Тридцатилетняя война.



Через два века после окончания религиозных войн информационные технологии сделали еще один рывок, предоставив возможность дешевой массовой печати большими тиражами. Мир залила газетная волна. Копеечные газеты дали возможность практически каждому человеку быть в курсе мировых и местных событий, знать и понимать гораздо больше. И снова мы видим подъем грамотности, взрывной рост числа студентов, появление современной науки. Но, с другой стороны, именно в это время возникает так ненавистная многим, но несмотря на это активно читаемая желтая пресса, через дешевые рабочие газеты и открытки идет распространение марксизма, стираются границы между государствами, и одновременно отмечается рост национализма, подогреваемый массовыми региональными газетами, которые получили возможность высказывать свою точку зрения. Не в последнюю очередь этот всплеск националистических настроений породил конфликты, которые привели к двум мировым войнам.

Вторая половина XX в. прошла под знаком телевидения, которое во многом смогло успокоить бурлящие мировые страсти. Монополизация рынка телекоммуникаций и контроль за каналами распространения позволил государствам в большей степени отслеживать стоящую перед обществом повестку дня. При этом все то, что не попадало на телеэкраны, фактически оставалось неизвестным широкой общественности. И чем сильнее была монополизирована политическая жизнь в стране, тем сильнее это сказывалось на монополизации телевизионной картинки. Однако даже в случае реальной конкуренции телеканалы старались придерживаться серединной позиции, убирая как ультраправые, так и ультралевые взгляды - не только глобально, но и в рамках внутрипартийных дискуссий. Такая средневзвешенная позиция производила впечатление общественного консенсуса, который внешне устраивал большинство населения.

Ситуация начала выходить из-под контроля при появлении интернета, но наиболее резкие изменения начались после появления глобальных социальных сетей. Казалось бы: мы те же средства массовой информации, только с новым каналом распространения. Однако все не так просто. Социальные сети открыли людям две существенные опции: 1) возможность найти себе единомышленников, где бы они ни находились, и 2) закрыться от неприятной, неудобной или неинтересной информации. В результате небольшие группы экстремальных, нетолерантных, ультралевых и ультраправых граждан - всех тех, кого старательно игнорировал информационный мейнстрим, - получили в свои руки информационное оружие. Оказалось, что эти группы, хотя и маленькие, но, выделившись, становятся интересными в качестве целевой аудитории, и целая когорта новых или старых политиков попыталась оседлать этот неожиданно обнаружен электорат.

Итак, мы можем зафиксировать амбивалентный характер интернет-революции. С одной стороны, она втянула в информационные процессы огромное количество людей, глобализируя рынки информации, а с другой стороны, она разделила их на огромное число локальных кластеров, плохо между собой связанных. Интересно, что такую ​​же особенность имели и предыдущие информационные революции, которые создавали информационный рынок, одновременно его дробя. Пожалуй, лишь телевидение свободно от такой кластеризации в силу технологических причин.

Перед нами информационная революция, вызванная радикальным изменением информационных каналов. Но эта революция мгновенно переносится из информационной сферы в остальные - в бизнес, религию, политику, науку, образование. Любая резкая смена источников информации приводит к изменению общественных лидеров, научных авторитетов, политиков и просто медийных персон. Вспомним, как трудно адаптировались актеры немого кино к звуковому. Хрестоматийным уже стал пример телевизионных дебатов Кеннеди а Никсона, где молодой кандидат победил за счет выигрышного внешнего вида. На оперной сцене теперь царствуют молодежные и изящные певицы, которые умеют не только петь и играть, но еще и танцевать, поскольку современное телевидение требовало именно этого.



Нынешняя революция, революция цифровых носителей и социальных сетей, состоялась столь резко и неожиданно, что общество просто не успело к ней адаптироваться. При этом старые институты репутации (социальной, научной, профессиональной, политической) практически перестали работать. В результате были дискредитированы многочисленные группы экспертов, которые выросли в старые, «телевизионные» времена.

В значительной степени это произошло потому, что затраты на создание медийного продукта - видео, статьи, книги или клипа - резко сократились, расширив круг людей, допущенных к этому рынку. А сам этот рынок стал копеечным по цене вхождения, что и демонстрируют на этой площадке косяки кремлевских пропагандистов, отрабатывающих свои 11 рублей.

К чему я клоню? Тысячи пророссийских шавок могут пробовать убеждать меня в том, что газ мы покупаем российский и майдан был за американские деньги и прочие вещи по убедительности равные вращению самовара Рассела по гелиоцентрической орбите, но им необходимо помнить при этом про серп Оккама, который уже нацелен куда нужно…




Tags: пропаганда
Subscribe
Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments