archytector (archytector) wrote in bitter_onion,
archytector
archytector
bitter_onion

#святославнаш



У кацапов всегда были проблемы с мифотворчеством. В святые они тянули татарских подстилок, типа, Александра «Невского», тронутого Ивана Грозного, которого за характер прозвали «Васильевич» (прошу прощения за боян)) да и того же «равноапостольного» Вальдемара (про него я уже упоминал здесь и здесь). Ну не могут кацапы жить без культа! К сожалению, эта печальная пошесть достигла и наших краев.


В последние годы в Украине распространился культ Святослава. Того самого, отца которого звали Ингвар, а мать - Хельга. Конечно, это «распространение» наблюдается в широких кругах ограниченных людей, но тем не менее. Этот культ вышел за рамки исторического сектантства и попал в публичное пространство в виде памятников, плакатов и организованных в его честь многолюдных маршей.

Все начиналось с внешне комических и маргинальных проектов. Хронику развертывания процесса можно начать с 1 сентября 2003, когда памятник Святославу было открыто на территории Межрегиональной академии управления персоналом (МАУП), которую возглавлял известный своими ксенофобскими взглядами Г.В. Щекин.


Святослав мочит жыда по версии МАУП


Уже через год, в 2004-м, на Пейзажной аллее в Киеве появился один из самых забавных памятников современной Украины, который окрестили «культуристом»: не только Святослава изображен нереалистично мускулистым, но и его конь.





В следующем, 2005 году скульптура князя появилась в Запорожье. В 2008 году конную статую Святослава установили в с. Старые Петровцы под Киевом. Впрочем, самый серьезный монумент появился 20 декабря 2015 в Мариуполе. Вместо снесенного Ленина здесь был сооружен памятник Святославу.




За последние десять лет не раз находили «мечи Святослава», уточняли место его гибели. Недавно общество узнало о возвращении в Украину из России (вследствие «спецоперации») печати князя. Святослав превратился в героический символ для многих традиционалистских организаций и воинских формирований. Болельщики киевского футбольного клуба «Динамо» выбрали его «патроном» и назвали свой журнал именем князя.



Наконец, древнерусский правитель смог занять место в плотном календаре украинцев и получить день празднования своих подвигов - 3 июля, что считается датой победы Святослава над хазарами. Последние несколько лет в этот день в центре Киева (и некоторых других городов Украины) проводились военизированные марши в честь князя.

Таким образом, благодаря усилиям неравнодушной общественности Святослав выгрызает себе место в пантеоне национальных героев и собирает многочисленных поклонников. Секрет успеха заключается в добродетелях и заслугах, приписываемых князю. В образе Святослава можно выделить четыре ключевые черты, делающие его нужным и привлекательным для определенных групп украинского общества:

1) идеал маскулинного воина-козака (ему нужны не деньги, а слава, идеальное, а не материальное)

2) этнически «правильный» герой-полководец (собственно, победитель Хазарии; в то же время уточняется, что это была иудейская государство)

3) традиционалист-язычник (с отчетливо антихристианским и антииудейським шармом)

4) патриот (защитник своей родины, тот, кто расширил ее границы до невиданных размеров).


О достижениях Святослава (как и всех других мифологизированных героях) любят рассказывать так, будто каждая деталь опирается на надежную историческую основу. На самом деле мифологизированный Святослав - это собирательный образ, достаточно небрежная компиляция сообщений из разных источников.

В «Повести временных лет» Святослав предстает чуть ли не бродягой, который даже не имеет палатки, ночует под открытым небом, не варит мяса и ест сырое, как зверь. Кроме того, ему оружие милее золота. Впрочем, не стоит верить на слово. Летопись содержит сквозную идею: русские люди и князья - простые и честные, греки - хитрые и коварные. И здесь нет ничего оригинального, аналогичный риторический ход применяли в те времена очень активно: от раннехристианских апологетов (в частности в полемике с фарисеями) до авторов средневековых латинских хроник. Сцена соблазнения Святослава золотом, к которому прибегают напуганные греки - одна из иллюстраций указанной идеи, не больше.

Гораздо ближе по хронологии к описываемым событиям произведение византийского историка Льва Диакона, не дает никаких оснований представлять Святослава воином-аскетом. Наоборот, здесь изображен лакомый к золоту главарь русичей, который, собственно, и пошел в Болгарию, потому что ему заплатили, а он захотел еще больше. В этом образе не стоит видеть только манипуляцию «хитрого и коварного» византийца. Русская летопись это подтверждает (вопреки своему же тексту, датированном 964 годом), раскрывая мотивацию Святослава идти на Дунай: туда сходятся лучшие товары со всех окрестных стран. «Не любо мені є в Києві жити. Хочу жити я в Переяславці на Дунаї, бо то є середина землі моєї. Адже там усі добра сходяться: із Греків – паволоки, золото, вино й овочі різні, а з Чехів і з Угрів – сéребро й коні, із Русі ж – хутро, і віск, і мед, і челядь», - якобы сказал Святослав . Значит, не вполне «традиционные» ценности исповедовал князь, ища не метафизической славы, а «низких» материальных благ.

Именно этому самому Льву Диакону мы обязаны и хрестоматийным портретом Святослава - «козака» с усами и оселедцем. Руський князь-«козак» Святослав будто олицетворяет утверждение, очень важное для современной официальной концепции истории Украины: «украинцы - это козаки». Об этом словесном портрете и его литературности написано много. Обратим внимание на другое обстоятельство. В противоположность некоторым русичам-великанам византийский автор отмечает, что Святослав имел средний рост и не отличался уникальными физическими данными. И прическа была у него вполне стандартная, на что указывает в частности то, что, согласно тексту, от остальных воинов его отличала разве что  серьга в ухе.

Для российских ультраправых и советских консерваторов, в частности тех, которые исповедуют агрессивные имперские идеалы, образ Святослава имеет значительный потенциал. Образ «завоеваний» князя прекрасно вписывается в контекст их балканских и панславистских амбиций. Княжение Святослава и в Новгороде, и в Киеве легко может использоваться в защиту тезиса о единстве северной и южной Руси. Воинственный князь становится символом борьбы «славян» против «еврейско-олигархической», «толерастической» или американской угрозы сегодня. Напрашивается мысль, какие функции (по крайней мере в воспитании имперских идей и борьбе против «западных ценностей») выполняет Святослав в нашем обществе?


Tags: мифология
Subscribe
Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments