archytector (archytector) wrote in bitter_onion,
archytector
archytector
bitter_onion

#дедывоевали



В современной России культ «воевавших дедов» возвеличен до невероятных высот: причем никого не интересует реальный «дед», который доживает свою жизнь в каких-то ебенях. Интересует исключительно его героический образ, спроецированный на современное противостояние России и Запада. Договорились уже даже до того, что «деды» противостояли «объединенной Европе», скромно умалчивая о количестве бомб, сброшенных Британией на Германию и наоборот.


Украинский национально-сознательный дискурс все годы независимости пытался втиснуть в роль «дедов» ОУН и УПА. Результаты были так себе: если в Галичине процесс быстро достиг успеха, то уже на Закарпатье, Буковине и Волыни он откровенно забуксовал, а восточнее Збруча и вообще не имел шансов. Почему? Основная причина - это, конечно же, территориальная распространенность этих самых ОУН и УПА. Залогом успеха эффекта «дедов» является непосредственная связанность местного населения с ветеранами - что, согласитесь, довольно просто для Красной Армии с ее массовой мобилизацией и довольно сложно для бандеровских подпольщиков и партизан, действовавших в условиях оккупации и противостоянии с другими подпольными партизанскими структурами (мельниковцами, бульбовцами и прочими).

Впрочем, с распространением Интернета ситуация изменилась. Когда-то кто-то, наверное, напишет подробный труд об исторической памяти в социальных сетях, а пока стоит отметить: в русскоязычном сегменте Интернета (к которому, к сожалению, относится и украинский) продолжается ожесточенная война между «воевавшими дедами», к которой настоящие ветераны, конечно же, не имеют практически никакого отношения. Вторая Мировая воспринимается как поле виртуального боя, украинских дедов там возглавляет Бандера, российских - Сталин. Есть, конечно, переходные формы. Например, украинцы в РККА, которые поняли, что бандеровцы - хорошие, а с другой стороны - украинские красноармейцы, которые этого не поняли, поэтому остались россиянам «верными собратьями».

Главные правила: наши деды - герои, ваши деды - или преступники, или глупые жертвы. Наши деды преступлений практически не совершали, а если и совершали - это была суровая необходимость, кроме того, деды со вражеской стороны первые начали. Ну и коронное: если говоришь с оппонентом-соотечественником, надо обязательно напомнить: если бы не «деды», то тебя бы не было. В случае России - твоих предков сгноили бы немецкие фашисты, в случае Украины - депортировали бы в Сибирь по приказу Жукова и Берии.

Если за Россию мне переживать особо не приходится, то в Украине такая «дедовоевализация» исторического дискурса становится препятствием для общественных изменений. У наших врагов с востока все понятно: подавляющее большинство населения (по крайней мере на словах) всё устраивает, менять ничего не нужно, вот «деды», совершившие подвиг, вот мы, которые пожинают заслуженную «дедами» счастливую жизнь. Ну и что, что «дедов» гнал на вражеские пулеметы зловещий тоталитарный тиран? Свобода не нужна! Права человека - выдумка духовных потомков Гитлера! Человеческая единица - ничто, государство - все! Ну и так далее.

Между тем нынешняя Украина пытается присоединиться к кругу стран, в котором не принято восхвалять идеалы интегрального национализма. Но это еще полбеды: переформатирование общества в принципе невозможно без его критического подхода к самому себе, а как здесь произведешь самокритичность, когда имеешь перед собой кристально чистых «дедов», которые в любом случае оказываются правы? Сожгли «деды» польское село на Волыни? Виноваты польские власти, которые 13 лет назад провели пацификацию на Галичине! Расстреляли «деды» семью украинского националиста-мельниковца? Надо, чтобы порядок был, одна страна-один народ один Провиднык! Ну и так далее. А потом такое же мышление переносится на настоящее. И из  этого обычно не выходит ничего хорошего.

 Важно осознать, что и в 1918, и в 1938, и даже в 1943 году жили совершенно разные люди и с совершенно разными убеждениями и мотивацией. Их выбор в каждой конкретной ситуации был не менее сложным, чем сейчас выбор между «Свободой», «Правым сектором» и «Национальным корпусом». Преимущественно он был намного сложнее, потому что расплачиваться за ошибку приходилось жизнью гораздо чаще, чем сейчас, и происходило это куда быстрее. То, что человек воюет под каким флагом или на стороне какой-то идеологии - еще не делает ее однозначно положительным или однозначно отрицательным персонажем.

Если пообщаться с ветеранами Красной Армии, УПА, румынской армии Антонеску или дивизии «Галичина», то все они по отдельности хорошие люди, насколько я смог понять. Единственный вывод из этого общения, который я, таки, сделал - русской пропаганде «воевавших дедов» вообще не нужно противопоставлять никакого украинского аналога. История в принципе не должна превращаться в агитку.

Каждая из политических и милитарных сил, которые действовали на территории Украины в новейшей истории, должна рассматриваться сквозь призму тех принципов, на которых основана современная Украина. Рассматриваться детально и критически. Общество должно осознавать, что никакая, даже самая благородная, цель - от «освобождения трудового народа» до «освобождения Украины» - не будет оправдывать преступные средства ее достижения.

Тогда, возможно, у нас меньше будет политиков, которые будут использовать патриотизм, как ширму для личного обогащения. И добровольцев, которые надеются прикрыть своим добровольчеством откровенный криминал. И тех, кто считает, будто мы в Украине совершенные и безупречные, а все зло - от «заграницы» или, на худой конец, от «внутренней оккупации».

Культ «воевавших дедов» стоит оставить по ​​другую сторону цивилизационной границы.
Tags: Друга світова, дедывоевали
Subscribe
Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 221 comments
История в принципе не должна превращаться в агитку.
это утверждение редкая херня.

И должна, и может, и будет превращаться. И ничего плохого в этом нет - более того, в этом ее и смысл, этой самой высокой науки истории, становится в конце концов из реальной крови и пота красивым мифом для потомков.

Вы знаете, что такое роды? Это страшная боль, острая и изматывающая, это кровь, это рваная поживому самая нежная в твоем теле плоть, это трещащие кости - да так, что ты слышышь, как они, твои кости, трещат. Это часто унижения, это абсолютная беспомощность и уязвимость, это огромный риск и путешествие в смерть.
Это болезни до и после.
И что, кроме специальных мест, кто-то говорит об этом? Да нифига. Мама и младенец - это позитивный архетип всех времен и народов, нынешние глянцевые журналы его не выдумали, они подхватили его из глубины веков. И из этой мрачной глубины, где тетки и младенцы мерли в этом самом родовом процессе как мухи, они сияют и манят, как что-то безусловно хорошее.
И это правильно. Цивилизационно правильно. Потому что если не создавать позитивный миф, человечество нахрен вымрет.
И никакими давайте оставим эту благостную муйню по ту сторону поребрика этот клинч не решишь.

Потому что позитивные мифы нужны и необходимы. Как человечеству, для того чтобы размножаться и не вымереть,
так и нации.
Для того чтобы преумножится и не вымереть.

Так что - руки прочь от нашей истории и наших Героев. Не мешайте нам выдумывать и обожествлять. А резаная волынь и прочие убитые партизаны оставьте соседям со всех боков - пусть они их оплакивают, обожествляют и мифологизируют.
Нам свое робить.